Все кабинеты в клиниках, где предоставляется медицинская помощь, должны быть в обязательном порядке оснащены в полном соответствии с установленными стандартами.
Прежде всего необходимо соблюдение стандартов нормативного документа СанПиН 2.1.3.2630-10 для отремонтированных помещений до 01.03.2021. Новые кабинеты должны оснащаться согласно обновленным требованиям такого документа, как СанПиН 2.1.3678-20. Эта документация определяет функционал и список оборудования, которое должно быть в медицинском кабинете. Документы направлены на обеспечение качественного медицинского обслуживания и предупреждение распространения инфекционных заболеваний.
Общие требования к помещению
В зависимости от назначения кабинета различаются требования к процедурному кабинету – по его площади. Приведем список кабинетов и площади в м² в соответствии основной информацией СанПиН:
для инъекций, забора венозной крови – 12 м²;
для забора крови из капилляров – 9 м²;
косметологические кабинеты – 12 м²;
эндоскопия – 18 м² и 7 м²;
кабинет МРТ – 8 м² и 4 м²;
процедуры ФАП – 12 м² и 10 м²;
для диализа – 16 м²;
отделение трансфузиологии – 12 м².
В настоящем документе СанПиН указывается что площадь кабинета может быть меньше рекомендуемой максимум на 15%.
Правила зонирования помещения
В нормативном документе указывается что кабинет для проведения процедур должен быть максимально стерильным. Обеспечить требуемую стерильность поможет зонирование процедурного кабинета.
Хозяйственная область. Эта область помещения должна находиться близко ко входу. В помещении должна быть установлена тумба для средств дезинфекции на трое суток, а также должен быть сосуд для приготовления рабочих растворов. Здесь также монтируют раковину.
Рабочая область помещения – здесь располагается рабочий стол врача, осуществляющего прием пациентов и стеллажи для хранения медицинской документации. Также в этой зоне находится кушетка и столики для осуществления различных медицинских манипуляций. На одном должны находиться медицинские инструменты, которые используются для такой процедуры как вливание. Также в обязательном порядке должен находиться холодильник с термометром. Медицинская сестра должна вести журнал, в котором записывается температура.
«Чистая» область доступна только для медсестры, в обязанности которой входит проведение процедур. В этой зоне устанавливаются стеллажи с лекарственными препаратами, инструментами и материалами, которые прошли стерилизацию. Все препараты и медицинские изделия хранятся по фармацевтическому порядку.
На рабочую поверхность, на которой происходит работа с препаратами и инструментом они укладываются только перед выполнением процедуры. Инструменты и препараты, извлечённые из упаковки согласно требованиями СанПиНа, должны храниться максимум 6 часов. Если это многоразовый инструментарий, то он должен быть отправлен на стерилизацию по истечении этого срока хранения.
Медсестра, в обязанности которой входит проведение процедур, обязана каждый день менять специальную одежду. В случае загрязнения такая одежда должна быть обязательно сменена на новую.
Требования к отделке помещений процедурного кабинета
При осуществлении ремонтных работ медицинского помещения требуется выполнить следующие нормы СанПиН:
Требования к оснащению процедурного кабинета
В стандарт оснащения процедурного кабинета детской поликлиники входит такое же оснащение.
Требование к медицинской мебели процедурного кабинета
Требования к медицинскому кабинету относительно медицинской мебели также прописаны в приложении СанПиН. Например, в медицинском процедурном кабинете не должна устанавливаться мягкая мебель. Вся мебель, которая устанавливается в таком помещении должна обладать влагостойкой поверхностью и на ней не должна скапливаться пыль.
Таким образом мы перечислили основные требования к медицинскому кабинету.
Нормы климатических условий процедурного кабинета
Вентиляция в процедурном кабинете должна хорошо функционировать. Должна быть организована приточная вытяжная система вентилирования воздуха, помимо которой должна быть предусмотрена возможность естественного притока свежего воздуха в кабинет.
Лучше всего установить в помещении кондиционер, чтобы поддерживался требуемый режим температуры – не ниже 20˚С. Отопительное оборудование должно быть монтировано на наружных стенах, поверхность должна устойчиво переносить действие средств дезинфекции. Влажность в кабинете должна быть на уровне 60–65 %. Для осуществления очистки воздуха монтируются специальные облучатели, которые включаются по составленному графику.
Требования по уборке
Два раза в сутки требуется проводить влажную уборку, а генеральная уборка проводится еженедельно. Такое предписание указано в СанПиН.
Соответствие такого помещения требованиям СанПиН осуществляет Роспотребнадзор перед тем, как подписать заключение о приеме помещения в эксплуатацию, а также при плановых проверках и внеочередных выездах.
Именно такие стандарты оснащения процедурного кабинета стационара указаны в СанПиН.
Требования к персоналу
Все процедуры, назначенные врачом, проводят медицинские сестры. Они при организации медицинских манипуляций придерживаются правил асептики. Они, например выполняют следующие работы:
Для данных видов работ медсестры должны обучиться в специализированных колледжах и медицинских техникумах.
Нормативные документы
Для нормального функционирования медицинского процедурного кабинета Министерство здравоохранения разработало несколько документов, в которых прописаны основные требования к таким помещениям. Это приказ № 1317н от 11.12.2020 и СанПиН 2.1.3678-20. Помещение должно полностью соответствовать всем позициям, перечисленным в этих документах.
Невыполнение законодательных требований может стать причиной лишения лицензии на осуществление медицинской деятельности. Условия предоставления медицинской лицензии указаны в постановлениях Правительства РФ № 291 от 16.04.2012 и № 1327 от 08.12.2016.